Научные статьи
аннотация: Работоспособность авиационного ГТД с редуктором во многом определяется техническим состоянием этого узла. Виброакустическая диагностика является наиболее эффективным методом выявления дефектов роторных машин. Общепризнано, что наиболее информативными диагностическими признаками дефектов зубчатых зацеплений являются интенсивности зубцовой гармоники и ей кратных. Однако, в этом случае необходимо проводить виброизмерения в широком частотном диапазоне. На примере дефектов редуктора двигателя НК-12 показано, что использование параметров частоты совпадения зубьев позволяет сократить исследуемый частотный диапазон более чем на два порядка и повысить эффективность диагностики таких дефектов, как износ зубьев и величина бокового зазора.
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Шахматов, академик Российской академии наук;
опубликовано: Динамика и виброакустика, Т.10, №3, 2024
аннотация: Редукторы авиационных газотурбинных двигателей являются наиболее напряжёнными их узлами. Это предполагает необходимость наличия способов контроля их технического состояния. Практика показывает, что наиболее эффективным методом является вибродиагностика. Однако она требует использования сложных измерительных систем и специалистов высокой квалификации. В настоящей работе показано, что погрешности изготовления и сборки зубчатого зацепления, характеристики режима работы машины конструктивные факторы, частотная модуляция от флуктуации частоты вращения ротора двигателя на стационарном режиме его работы и износ боковых поверхностей зубьев определяют ширину спектральной линии частоты вращения выходного вала редуктора. Используя полученные результаты по разработке модели ширины зубцовой спектральной линии, получены соотношения для ширины спектральной линии сигнала «штатного» тахометрического датчика частоты вращения выходного вала редуктора и соответствующей спектральной линии его вибрации. Предложены модели для определения ширины спектральной линии частоты вращения выходного вала отремонтированных и вновь изготовленных редукторов и редукторов с износом боковых поверхностей зубьев. Это позволило разработать ряд новых диагностических признаков дефекта. Применительно к редуктору одного из турбовинтовых двигателей приведено несколько примеров их использования. Полученные результаты пр
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Шахматов, академик Российской академии наук;
опубликовано: Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2024 г. Т. 23, № 2
тэги:; Газотурбинный двигатель; редуктор; износ боковых поверхностей зубьев; выходной вал
аннотация: Планетарные редукторы авиационных газотурбинных двигателей являются наиболее напряжёнными их узлами. Контроль их технического состояния в условиях эксплуатации посредством измерения температуры масла и наличия в нём стружки, визуальным эндоскопическим методом не обеспечивают требуемой полноты контроля. Высокая виброактивность редукторов, особенно при развитии широко распространённого дефекта в виде износа боковых поверхностей зубьев, требует привлечения дополнительных методов оценки их технического состояния. Практика эксплуатации таких сложных и напряжённых объектов показывает, что наиболее эффективной является виброакустическая диагностика. Однако для авиационных газотурбинных двигателей её использование связано с определёнными трудностями. Это, прежде всего, изменение интенсивности вибрации при перестановке двигателя со стенда на объект. На стенде завода-изготовителя двигателя, как правило, осуществляется сбор экспериментального материала для разработки методик вибродиагностики дефектов. Для преодоления отмеченной проблемы в работе предложены новые методы выявления диагностических признаков износа боковых поверхностей зубьев. Используются как вибрационные процессы, так и сигналы «штатных» тахометрических датчиков частот вращения входного и выходного валов редуктора. Предложен комплекс диагностических признаков на базе частотных параметров. Использование некоторых их них позволяет выполнять оценку технического состояния редуктор
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Шахматов, академик Российской академии наук
опубликовано: Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023. г Т. 22, № 2.
тэги:; редуктор; износ; новые диагностические признаки
аннотация: Ширина спектральных составляющих роторных машин определяется частотной модуляцией несущей от девиации частоты вращения ротора на стационарном режиме работы. Показано, что для зубцовой спектральной составляющей учёт только этого фактора недостаточен. Анализ литературных источников и выполненные исследования показывают, что она определяется также влиянием ряда других факторов: технологических (погрешности изготовления и сборки зубчатого зацепления), характеристиками режима работы (частота вращения, температура, передаваемая нагрузка), конструктивными (податливость деталей приводов, модификация рабочей поверхности зуба), а также неравномерным износом боковых поверхностей зубьев. На примере планетарного редуктора турбовинтового двигателя рассмотрена структура ширины зубцовой спектральной составляющей от рассмотренных факторов. На основе статистики по исследованию вибрации восемнадцати редукторов отремонтированных двигателей обоснован выбор соотношения для ширины спектральной составляющей частотно-модулированного процесса, дающий наиболее близкое соответствие экспериментальным данным. Предложена математическая модель ширины зубцовой спектральной составляющей отремонтированных и вновь изготовленных редукторов в виде произведения постоянного коэффициента и суммы дисперсий девиации частоты. Представлена зависимость для редукторов с износом при добавлении дисперсии от износа. Показано, что для случая максимального износа его часть в полной ширине составляет около 50%, а часть частотной модуляции от работы системы управления относительного постоянства частоты вращения ротора на стационарном режиме работы двигателя равна половине от остальных факторов.
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Шахматов, академик Российской академии наук
опубликовано: Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2023 г. Т. 22, № 4.
аннотация: Основными дефектами редукторов авиационных газотурбинных двигателей является износ боковых поверхностей зубьев и соответствующий рост величины бокового зазора. Основная опасность износа зубьев заключается в генерации вибрации, приводящей к усталостным поломкам элементов конструкции двигателя. На примере гармоники пересопряжения зубьев пары «солнечная шестерня – сателлиты»(fZ1) и субгармоник одна треть fZ1 и две треть fZ1 от неё, а также составляющей, вызывающей усталостные поломки элементов конструкции двигателя, показано изменение вибрационного состояния двигателя при развитии дефектов. Оценена чувствительность рассматриваемых составляющих к данным дефектам. Показана потенциальная опасность составляющей две треть от зубцовой частоты.
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Шахматов, академик Российской академии наук;
опубликовано: Динамика и виброакустика, Т.9, №2, 2023 г.
тэги:; планетарный редуктор; износ зубьев; боковой зазор; вибрационное состояние редуктора
аннотация: Основным и наиболее опасным дефектом редукторов авиационных газотурбинных двигателей является износ боковых поверхностей зубьев. Дефект генерирует вибрации, приводящие к усталостным поломкам элементов конструкции двигателя. Наиболее эффективным способом неразрушающего контроля технического состояния роторных машин является вибродиагностика. Представленный в статье обзор известных диагностических признаков рассматриваемого дефекта показывает необходимость его существенного расширения. Выполненные ранее исследования позволили предложить комплекс диагностических признаков износа зубьев пары «солнечная шестерня – сателлиты» дифференциального редуктора газотурбинного двигателя. Показано, что математические модели зависимостей уровней диагностических признаков от величины износа имеют как линейный, так и степенной вид. Наиболее близки к модели развития износа диагностические признаки, описываемые степенными зависимостями. При выборе диагностических признаков для условий эксплуатации оптимальными следует признать те, что построены на параметрах текущей частоты
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Шахматов, академик Российской академии наук
опубликовано: Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022 г. Т. 21, № 4.
аннотация: Редукторы авиационных газотурбинных двигателей являются наиболее нагруженными их узлами. Одним из основных дефектов редукторов является износ боковых поверхностей зубьев, вызывающий резонансные колебания элементов конструкции двигателя. Оценка данного дефекта осуществляется в основном методами виброакустической диагностики. Отмечено, что существующие в настоящее время рекомендации по назначению предельных значений диагностических признаков не учитывают вид математических моделей, описывающих их зависимость от величины дефекта. Это может привести к неконтролируемому его развитию. Показано, что для рассматриваемого случая ранее были получены четыре вида математических моделей описания зависимостей диагностических признаков от величины износа: линейной, степенной, экспоненциальной и комбинационной (линейной и экспоненциальной). Линейная модель характеризуется постоянной скоростью изменения уровня диагностического признака с ростом износа. Для степенной и экспоненциальной моделей рост износа приводит к увеличению скорости изменения уровня диагностического признака. Последняя модель характеризуется наличием двух зон в изменении интенсивности диагностического признака с ростом износа: зона постоянной скорости и зоной её увеличения. Использование диагностических признаков с непрерывным ростом их интенсивности с увеличением износа потребует обеспечение постоянного контроля вибрационного состояния редуктора, что не всегда выполнимо. Даны рекомендации по назначению норм на интенсивность диагностических признаков для рассмотренных моделей.
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Шахматов, академик Российской академии наук
опубликовано: Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022 г. Т. 21, № 2
тэги:; Газотурбинный двигатель; дифференциальный редуктор; изнашивание; диагностические признаки
аннотация: Износ боковых поверхностей зубьев редукторов авиационных газотурбинных двигателей является распространённым и наиболее опасным их дефектом.еПрактика показывает, что наиболее эффективным методом контроля технического состояния роторных машин, в том числе зубчатых зацеплений, является виброакустическая диагностика. Показано, что использование широко применяемого диагностического признака износа боковых поверхностей зубьев зубчатого зацепления в виде интенсивности n – мерного вектора от ряда зубцовых гармоник в рассматриваемом случае затруднительно. Это связано с необходимостью измерения параметров вибрации в широком диапазоне частот и низкой интенсивностью высших зубцовых гармоник. Факторы, влияющие на величину кинематической погрешности, такие как: технологические (погрешности изготовления и сборки), режимные (частота вращения, температура, передаваемая нагрузка), конструктивные (податливость деталей зубчатого зацепления, модификация боковой поверхности зубьев) и износ боковых поверхностей зубьев, приводят к существенному росту ширины зубцовой спектральной составляющей. Это позволило предложить диагностические признаки износа на основе анализа изменения её ширины. На примере дифференциального редуктора турбовинтового двигателя экспериментально подтверждено, что использование автоспектра с шириной фильтра много меньше ширины зубцовой спектральной составляющей малоэффективно при исследовании рассматриваемого дефекта. Более чувствительны к износу характеристики спектральной составляющей первой зубцовой гармоники в виде: её ширины на выбранных уровнях относительно максимального значения и их комбинаций, интенсивности зубцовой гармоники, определённой в функции спектральной плотности мощности. Полученные зависимости предложенных параметров от величины износа имеют явно выраженный нелинейный характер. Пред
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук;
опубликовано: Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022 г. Т. 23, № 4.
аннотация: Наиболее эффективным способом неразрушающего контроля технического состояния роторных машин является вибродиагностика. Широко используемым диагностическим признаком дефектов зубчатых зацеплений является интенсивность n-мерного вектора от ряда зубцовых гармоник. Для планетарных редукторов авиационных двигателей интенсивность высших гармоник часто соизмерима с интенсивностью вибрационного шума, что снижает эффективность его применения. На примере износа боковых поверхностей зубьев дифференциального редуктора двигателя НК-12 показана возможность диагностики данного дефекта по интенсивности субгармоник от зубцовой частоты.
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Шахматов, академик Российской академии наук;
опубликовано: Динамика и виброакустика, Т.8, №2, 2022 г.
тэги:; планетарный редуктор; износ зубьев; вибродиагностика; субгармоники от зубцовой частоты
аннотация: Диагностические признаки дефектов авиационных газотурбинных двигателей, построенные на интенсивности вибрации, обладают рядом недостатков. Достаточно значительна погрешность оценки интенсивности. Перестановка двигателя со стенда на объект приводит к росту интенсивности вибрации, что невозможно учесть при разработке методик диагностики в условиях заводаизготовителя двигателя. Известные безразмерные дискриминанты имеют, как правило, достаточно сложную структуру. В работе показана возможность использования структурных диагностических признаков в виде простого отношения двух параметров. На примере износа боковых поверхностей зубьев и величины бокового зазора редуктора турбовинтового двигателя показана возможность оценки его технического состояния по параметрам вибрации и сигналов «штатных» тахометрических датчиков частот вращения входного и выходного валов.
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Шахматов, академик Российской академии наук;
опубликовано: Динамика и виброакустика, Т.8, №3, 2022 г.
тэги:; турбовинтовой двигатель; редуктор; износ зубьев; боковой зазор; структурные диагностические признаки
аннотация: Показано, что для планетарных редукторов газотурбинных двигателей вибродиагностика износа его зубьев по интенсивности n-мерного вектора не эффективна из-за низкой интенсивности кратных зубцовых гармоник. Установлено, что интенсивность дисперсии процесса в районе третьей и шестой зубцовых гармоник, при развитии износа, может служить диагностическим признаком данного дефекта
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Шахматов, член-корреспондент Российской академии наук
опубликовано: Динамика и виброакустика, Т.8, №1, 2022 г
тэги: редуктор; износ зубьев; диагностика; вибрационный шум; частотные области кратных зубцовых гармоник
аннотация: Виброакустическая диагностика дефектов роторных машин является наиболее эффективным методом неразрушающего контроля их технического состояния. Практика показывает, что достижение успеха её применения во многом определяется набором располагаемых методов анализа вибрационных процессов. Наиболее широко распространёнными и нагруженными их узлами являются зубчатые зацепления, которые во многом определяют общее вибрационное состояние машины. Набор методов вибродиагностики дефектов зубчатых зацеплений достаточно разнообразен. Среди них интересен способ биполярного анализа, заключающийся в раздельном исследовании положительной и отрицательной частей вибрационного сигнала с последующим построением диагностического признака в виде разности, отношений и др. Способ направлен на оценку качества сборки редукторов по положению пятна контакта. Недостатком способа является ограниченная область использования и невысокая чувствительность. В работе показано, что использование максимумов широкополосной вибрации при применении биполярного анализа в вибродиагностике дефектов роторных машин существенно повышает его эффективность. На примере износа боковых поверхностей зубьев пары «солнечная шестерня – сателлиты» и величины бокового зазора в дифференциальном редукторе турбовинтового двигателя установлено, что это обеспечивается за счёт роста чувствительности метода и расширения его функциональных возможностей. При анализе использовалась статистика редукторов с разной степенью износа боковых поверхностей зубьев и отремонтированных редукторов с разной величиной бокового зазора. При этом можно использовать широкий набор известных диагностических признаков: интенсивность n-мерных векторов информативных рядов, параметры отдельных гармоник, глубину амплитудной модуляции, вероятностные характеристики в выбранных частотных полосах, безразмерные дискриминанты, кепстр и др. В работе приведены некоторые примеры из этих методов.
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Шахматов, член-корреспондент Российской академии наук
опубликовано: Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022 г
аннотация: Показана определённая неоднозначность границы узкополосности случайных процессов, полученная разными авторами. Использование фильтров разной ширины при получении спектра огибающей затрудняет сопоставление полученных результатов по оценке глубины амплитудной модуляции в вибродиагностике дефектов роторных машин. Исследовались результаты полосовой фильтрации только шумового процесса, а также амплитудномодулированного шума. Анализ результатов фильтрации широкополосного нормального случайного процесса с постоянной спектральной плотностью и представления ширины спектра полученных колебаний через спектральные моменты показал, что узкополосными следует считать процессы, выделенные фильтром не более 1/3 октавы. Моделирование по амплитуде широкополосного шума гармоническим процессом и оценка зависимости амплитуды модулирующей гармоники, глубины амплитудной модуляции, асимметрии и эксцесса и характеристик огибающей от ширины выделяющего фильтра позволила установить, что при использовании спектра огибающей следует применять относительную ширину фильтра в 30%.
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук;
опубликовано: Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2020 г
тэги: Роторные машины; вибродиагностика; узкополосность; спектр огибающей; ширина фильтра
аннотация: В работе представлен анализ составляющей вибрации дифференциального редуктора турбовинтового двигателя НК-12МП, которая генерируется износом боковых поверхностей зубьев пары «солнечная шестерня – сателлиты» и при определённых значениях её интенсивности может вызывать усталостную поломку элементов конструкции двигателя. Определён комплекс диагностических признаков на базе данной составляющей. Показано, что её интенсивность максимальна на стационарном режиме работы двигателя, имеющего наибольшую наработку в условиях эксплуатации. Выявлена большая информативность данных, полученных по спектру максимумов по сравнению с данными автоспектра. Предложенный комплекс диагностических признаков, на базе рассматриваемой составляющей, позволяет успешно контролировать техническое состояние дифференциального редуктора по дефектам «износ боковых поверхностей его зубьев».
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук;
опубликовано: Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2020 г. Т. 19, № 4.
аннотация: Показано, что анализ сигналов со «штатных» датчиков частоты вращения роторов газотурбинных двигателей, без установки дополнительных вибропреобразователей, может решить ряд вопросов диагностики технического состояния редукторов. Установлено, что составляющая спектра вибрации, генерируемая износом зубьев шестерён дифференциального редуктора, вызывающая резонансные колебания лопаток турбокомпрессора, создаёт крутильные колебания на соответствующей частоте. Анализ характеристик текущей частоты вращения выходного звена редуктора позволил получить диагностические признаки величины износа зубьев редуктора на основе оценки дисперсии девиации частоты его вращения. Установлено, что величина диагностического признака линейно зависит от величины износа. Для исследуемого двигателя установлена норма на данный признак. Показано существенное влияние нагрузки на его уровень.
авторы: А. А. Авраменко, кандидат технических наук; А. Н. Крючков, доктор технических нау; С. М. Плотников, аспирант; А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Сундуков, кандидат технических наук;
опубликовано: Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2020 г. Т. 19, № 1. С
аннотация: Рассмотрена проблема выбора диагностических признаков величины бокового зазора в зацеплении солнечной шестерни и сателлитов дифференциального редуктора одного из турбовинтовых двигателей. Показано, что информативными являются: составляющие ряда с шагом, равным произведению числа сателлитов на частоту вращения солнечной шестерни в приведённом движении; субгармонические компоненты; глубина амплитудной модуляции зубцовой гармоники роторной, комбинационные составляющие и индексы частотной модуляции на кратных роторных и комбинационных составляющих. Установлено, что диагностические признаки можно получить как с сигнала вибропреобразователя, так и со "штатных" термических датчиков частот вращения вала заднего винта и турбокомпрессора двигателя. Применительно к двигателю, на базе которого получен экспериментальный материал, установлены нормы на величину разработанных диагностических признаков.
авторы: А. Н. Крючков, доктор технических нау; С. М. Плотников, аспирант А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Сундуков, кандидат технических наук;
опубликовано: Вестник Московского авиационного института 2020 г. Т. 27, № 3.
аннотация: Дефекты планетарных редукторов турбовинтовых двигателей часто являются источниками возбуждения высокочастотных колебаний, вызывающих поломки элементов конструкции компрессоров. Вибрационное состояние данных редукторов представляет собой широкополосный процесс с наличием большого количества составляющих колебаний, что существенно усложняет поиск информативных диагностических признаков дефектов. Для упрощения процедуры идентификации вибрации, вызванной дефектами зубчатых зацеплений, предложена имитационная модель вибрационного состояния узла дифференциального редуктора турбовинтового двигателя. Модель учитывает кинематику и конструкцию редуктора, определяет структуру его вибрационного состояния при наличии дефектов на боковых поверхностях зубьев. На примере часто встречающегося дефекта в виде износа зубьев пары «солнечная шестерня – сателлиты» показана адекватность модели фактическому вибрационному состоянию механизма.
авторы: А. Н. Крючков доктор технических наук; С. М. Плотников аспирант кафедры автоматических систем энергетических установок; А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Сундуков, кандидат технических наук;
опубликовано: Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2019 г. Т. 18, № 4
аннотация: Представлены результаты исследования вибрационного состояния дифференциального редуктора турбовинтового двигателя на базе статистик изделий с отремонтированным редуктором и пришедших в ремонт. Установлен источник резонансных колебаний элементов конструкции компрессора, приводящий к их поломкам. Он определяется кинематикой редуктора и связан с износом зубьев его шестерён. Обоснованы и установлены нормы на интенсивность соответствующей дискретной составляющей спектра вибрации редуктора и на величину допустимого износа. Выявлен комплекс диагностических признаков износа на основе интенсивности составляющих автоспектра и спектра максимумов, глубины амплитудной модуляции некоторых узкополосных процессов, параметров текущей частоты и взаимных характеристик. Показано, что для всего комплекса полученных диагностических признаков их зависимость от величины износа удовлетворительно аппроксимируется линейной характеристикой. Полученные результаты могут служить базой для разработки комплекса методик вибродиагностики технического состояния планетарных редукторов.
авторы: А. А. Авраменко, кандидат технических наук; А. Н. Крючков, доктор технических наук; С. М. Плотников, аспирант; Е. В. Сундуков, кандидат технических наук; А. Е. Сундуков, кандидат технических наук;
опубликовано: Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение Т. 17, № 3, 2018 г
тэги: Газотурбинный двигатель; дифференциальный редуктор; износ; вибродиагностические признаки
аннотация: На основе многолетнего опыта оценки вибрационного состояния ГТД показаны примеры выявления причин повышенной вибрации двигателей при их стендовых испытаниях с диагностикой таких дефектов как проскальзывание наружной обоймы подшипника опоры, несоблюдение геометрических параметров гидродинамического демпфера с упругими кольцами и условий подачи в него смазки, неудовлетворительная укладка двигателя на подмоторную раму, задевание отдельных элементов роторов, их подклинивание, вращающийся срыв. На примере этих дефектов показана практика использования современных методов обработки и анализа вибрационных процессов, позволяющая оптимизировать объём последующих работ со снятым с испытания двигателем. На базе полученного опыта предложена типовая методика диагностики причин повышенной вибрации ГТД с использованием наиболее эффективных методов обработки сигналов. В случае выявления стендовой виброизмерительной аппаратурой повышенной вибрации предлагается параллельно «штатным» вибродатчикам устанавливать дополнительные с регистрацией вибрации в диапазоне частот до 30 кГц. Далее проводится последовательная обработка данных с получением автоспектров в скорости и ускорении, расчёта взаимного спектра, спектра максимумов, спектра огибающей, каскадной демодуляции на базе максимумов, многократного повторения процедуры каскадной демодуляции. Эффективность предложенной методики подтверждена многолетней практикой её использования и может применяться как в условиях испытательного стенда, так и в эксплуатации при оценке технического состояния двигателей.
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Сундуков, кандидат технических наук; С. М. Плотников инженер-конструктор, ОАО «КУЗНЕЦОВ»;
опубликовано: Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета Т.14, № 2, 2015 г
тэги:; Газотурбинный двигатель, повышенная вибрация, дефект, вибродиагностика.
аннотация: В статье рассмотрены особенности структуры спектра вибрации дифференциального редуктора ТВД при изнашивании зубьев центральной шестерни и предложена методика вибродиагностики данного дефекта. Установлено, что износ приводит к появлению в спектре максимумов широкополосной вибрации ряда кратных гармоник, включающих в себя, в том числе, зубцовые. Частота первой гармоники этого ряда определяется произведением частоты вращения центральной наружной шестерни на число изношенных зубьев. Показано, что повышенная интенсивность одной из составляющих этого ряда явилась причиной усталостной поломки рабочей лопатки одной из ступеней компрессора. Сравнительный анализ автоспектров, спектра максимумов, спектра огибающей и данных каскадной демодуляции показал, что в данном случае наиболее информативным является автоспектр. На базе статистики отремонтированных редукторов и редуктора с износом, превышающим норму в два раза, для двух наиболее информативных составляющих спектра получены пороговые значения, позволяющие выявлять редукторы с недопустимой величиной износа зубьев. Анализ статистики вибрации редукторов отремонтированных изделий выявил наличие составляющей, характеризующей относительное биение центральной наружной шестерни и сателлитов. Установлено, что её интенсивность от двигателя к двигателю отличается более чем на порядок. Влияние этого биения рассматривается как одна из основных причин повышенного износа. Исследование влияния данного фактора на развитие дефекта определяется как направление дальнейших исследований.
авторы: А. Е. Сундуков, кандидат технических наук; Е. В. Сундуков, кандидат технических наук; С. М. Плотников аспирант кафедры автоматических систем энергетических установок;
опубликовано: Машиностроение и энергетика 2015 г.
тэги:; Турбовинтовой двигатель, дифференциальный редуктор, износ зубьев, вибродиагностика.
аннотация: Рассмотрено влияние ширины фильтра на характеристики интенсивности и вида плотности распределения мгновенных значений и огибающей узкополосных составляющих спектра вибрации ГТД. Получены экспериментальные данные ширины дискретных составляющих спектра вибрации двигателей серии НК наземного применения.
авторы: А. Е. Сундуков, аспирант Самарского государственного университета путей сообщения; В.А, Николаев, ведущий инженер-программист ОАО «Моторостроитель»; Е. В. Сундуков, кандидат технических наук;
опубликовано: Авиационная и ракетно-космическая техника, 2009 г.
аннотация: На основе моделирования модулированных колебаний показано влияние ширины "окна" и выбранного частотного диапазона на эффективность выделения модулирующей составляющей спектром максимумов. Проведен сравнительный анализ спектра огибающей и спектра максимумов.
авторы: А. Е. Сундуков, аспирант Самарского государственного университета путей сообщения; Е. В. Сундуков, кандидат технических наук; В. А. Николаев, ведущий инженер-программист ОАО «Моторостроитель»
опубликовано: Самарский государственный университет путей сообщения, ОАО «Моторостроитель» 2009 г
тэги: Спектр огибающей, спектр максимумов, тестирование, модуляционные составляющие, ширина "окна"
аннотация: Выполнен теоретический анализ спектра вибрации, генерируемой расцентровкой валов, соединённых шлицевыми и зубчатыми муфтами. Впервые показано при каких условиях возможна генерация третьей гармоники частоты вращения роторов. Результаты анализа подтверждены экспериментальным материалом.
авторы: А. Д. Росляков, доктор технических нау; В. А. Николаев, ведущий инженер-программист ОАО «Моторостроитель»; А. Е. Сундуков, аспирант Самарского государственного университета путей сообщения.; Е. В. Сундуков, кандидат технических наук;
опубликовано: Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета, №3(19), 2009 г.
тэги:; Расцентровка валов, муфты, спектр вибрации, первая, вторая, третья гармоники
аннотация: Исследовано влияние эквивалентной статической нагрузки на уровень вибрации. Показаны практически полное его отсутствие в начале испытаний и весьма значительное в конце.
авторы: А. Е. Сундуков, аспирант Самарского государственного университета путей сообщения; Е. В. Сундуков, кандидат технических наук;
опубликовано: Самарская государственная академия путей сообщения. 2006 г
тэги: Подшипниковые узлы, испытания подшипников
